21:47 

Капитан Очевидность о процессе обучения

Doubleclouder
Минутка капитанства.

Эпоха компьютерных игр на самом деле принесла очень многое из разряда узких академических дисциплин в разряд более-менее общего знания. В частности, из педагогики. Пройдя десятки хороших и плохих обучающих систем внутри различных игр, начинаешь понимать кое-что о том, каким должен быть обучающий процесс. Ведь игры это такое дело... Самая, можно сказать, неблагодарная для учёбы среда. Ты не будешь зарабатывать этим на хлеб. "Надо" в этой среде попросту не существует: не хочешь -- не играешь и не учишься, просто берёшь другую игру. Более того, в современном онлайн-игровом мире результатом обучения часто является необходимость наоборот, тратить деньги (на хай-левел контент), и чем более ты успешен, чем больше знаешь и умеешь, тем больше тратишь (на клановые войны, на топовые шмотки, на прем-аккаунт, на элитные "шкурки").
Представьте себе учебное заведение, в котором нет слова "надо"! И что же? Обучающий процесс в играх вымирает и исчезает? Да ничего подобного! Ширится и крепнет!
Иные игры (класса ААА! Огромных дорогих студий!) включают обучающий процесс в core-сценарий кампании. Возьмите ту же "Летопись Аркхэма"! Практически вся кампания -- это процесс обучения базовым механикам игры и система "домашних" и "контрольных" заданий. 12 часов. Кто готов вот так запросто поучиться 12 часов вот простотак, ради только того, чтобы учиться -- да ещё и за собственные деньги?

В сравнении с этим традиционный обучающий процесс... выглядит странно. Ненависть к урокам. Желание прогулять лекцию. Несделанные домашние задания — даже если за курсы уже заплачено за месяцы вперёд. Даже если тема интересная. Я видел это собственными глазами на курсах фотографии, проводимых фирмой. Лихорадочное списывание "домашки" за десять минут до урока. Школьники? Нифига! Большие, серьёзные дяди возрастом под и за сорок занимаются этим еженедельно на курсах корпоративного английского, и я тому свидетель.

Обучающий процесс зачастую построен неинтересно. Древняя как говно мамонта система превалирует над уже давно очевидными особенностями психики. Типа "тебе надо -- приходи и учись". Всё это дополнительно сдабривается высокой плотностью данных, дискретностью в год, уничижительными оценками, презрением к "лентяям" и тем, кто не хочет учить всё, что дают, учиться "правильно", межличностными тёрками, высокомерием иных, идиотскими навязываемыми правилами, которые маскируются под правила хорошего тона, но на самом деле являются просто правилами исполнения ритуалов вертикальной иерархии.

Так вот. К чему всё это пережёвывание. Конкретно.
Процесс рулит!

Классический --- выглядит так.

1. Ты пришёл сюда изучать <наш предмет>. Нет ничего важнее предмета.
2. Изучи тонну общей теории по всяким разным случаям (полгода). Без этого нельзя, иначе ты будешь делать неправильно.
3. Начинай изучать практическое применение. (потрать ещё полгода). Только изучать! Ты ещё не готов что-то делать. Запоминай, записывай...
-- интермедия. Что значит устал? Что значит перерыв? Ещё только пол-курса прошло. Давай, работай, ленивая задница! Если уйдёшь, вернёшься к началу года через год! Если найдётся группа. Уже пройденное будешь изучать заново.
4. Экзамен. Вот тебе условия задачи и ограниченное время. Примени что-нибудь из того, что ты записал. Ты же хорошо всё учил, давай вспоминай и применяй. А мы будем судить и оценивать.
5. Вот тебе сертификат. <Наш предмет> ты усвоил на уровне ученика. Молодец, хороший мальчик. До-свидания.

Сначала выучись -- потом сделай, в общем. Современный, вот в том же Аркхэме, например, выглядит иначе. Порядок действий другой. Цикл иначе построен

1. Ты пришёл сюда (в кампанию, которая, конечно, сюжетная, но на самом деле обучающая) научиться делать <вот эту крутую вещь>. Ты хочешь её делать, и поэтому ты учишься.
2. Сделай эту вещь. Просто сделай. Вот тебе помощь, вот тебе идеальные тепличные условия. Вот мы тебя поддержим под задницу и направим твою руку. И-и-и... Смотри, ты сделал это! Ты можешь это делать чувак! Ты научился! Да, в тепличных условиях, но ты умеешь, и вот твой первый результат. Вот тебе вариант повторить пару раз. Теперь сам. Смотри! Ты это уже умеешь.
-- интермедия. Не хочешь дальше учиться? Хочешь пока поиграться только тем, что узнал? Иди, наслаждайся процессом. Захочешь большего -- возвращайся в любое время!
3. Теперь давай я научу тебя делать это правильно. Ты ведь уже почувствовал, что твоё умение ограничено? Давай расширим твои границы. Смотри, если ты сделаешь вот так и вот так... (далее см. пункт 2)
4. Вызов способностям. Смотри ,чувак, вот реально сложная штука, сделать которую ты и не мечтал. Но ты ведь кое-что уже умеешь. Ты думаешь ,что умеешь достаточно? Ну так попробуй! Нет, не получилось? Думаешь, нужно что-то ещё доизучать? Давай, мы ещё расширим для тебя границы возможного!
5. Чувак. Ты крут. Ты изучил всё. Нам больше нечему тебя научить. Мы, конечно, дадим тебе бумажку, но она ведь тебе не нужна, правда? Ты занят. Ты делаешь то, что хотел делать. Мы не будем тебя отвлекать. Делай и дальше, пожалуйста. Вот тебе целый мир!

Понятно, что текст утрирован. Но тем не менее, дела обстоят вот примерно так.


Я ещё раз прошу обратить внимание на формулу. Это важно.
Классика говорит: "учись сразу правильно, и тогда в конце обучения ты сможешь это делать круто. Это очень сложно и объёмно, но если ты будешь прилежно заниматься... То в конце программы..."
Игры говрят: "Сделай это. Хоть как, как умеешь, как видишь. Сделал? Получил кайф? Давай теперь научимся делать это круче! Быстрее, удобнее, мощнее, круче, чем ты уже умеешь. Потом возвращайся за следующим аспектом."

И ещё раз дистиллируя сказанное.
Вот слон.
Его можно попытаться сожрать целиком в обеденный перерыв, пока не испортился -- "чтобы не пропало". Жевать и жевать, растягивая челюсть и желудок до предела. Чтобы в конце рыгнуть и сказать "Я умею есть слонов".
А можно сначала попробовать слона. Попробовать ма-аленький кусочек! Ощутить вкус! Это действительно важно. А остальную тушу положить в холодильник. Потом открыть холодильники и отрезать себе ещё кусочек. И ещё. И приходить за кусочком каждый раз, как понимаешь, что предыдущий съеденный кусок перестал удовлетворять твой голод.

Понимаете?

@темы: размышлямс

URL
Комментарии
2014-11-01 в 08:53 

Jenny_Revenger
Шепард-капитан
Мне вторая система нравится больше)

2014-11-06 в 11:36 

de_fine
Dum spiro spero. пока живу надеюсь.
с кусочками соглашусь. полностью почувствовать, осознать и сделать больше.
так и не только слона можно сожрать но и все остальное от чего можно отрезать кусочек.
а тем кто привык жрать слонов целиком, с кроликами будет проблема, в зубах застрянут
крутые у тебя размышлямствы

2014-11-06 в 12:04 

Doubleclouder
de_fine, спасибо на добром слове =)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Очень секретный архив Хамелеона

главная